О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах

Образовательная программа начального общего образования
Количество обучающихся
695
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
4
Описание

 Основнаяобразовательная программа начального общего образования  для 1-4 классов по ФГОС.

Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Гимназия № 5 г. Урус-Мартан» (далее образовательная организация) разработана в соответствии с

Ø    Федеральным законом №273-ФЗ от 29 декабря2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;

Ø    Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г., №286;

Ø    Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 №372.

При разработке основной общеобразовательной программы использованы федеральные рабочие программы учебных предметов. В соответствии с пунктом 6.4. статьи 12 Закона «Об образовании в Российской Федерации) такая учебно-методическая документация не разрабатывается.

Также при реализации ООП НОО учтены требования

Ø  Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"",

Ø  Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

Приложением к ООП НОО являются локальные нормативные акты образовательной организации, конкретизирующие и дополняющие основную образовательную программу.

Разработка и утверждение основной образовательной программы и приложений к ней регламентируются законодательством.

Основная образовательная программа начального общего об­разованияявля­ется основным документом, определяющим содержание обще­го образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участ­никами образовательного процесса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 66 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не освоившие программу начального общего образования, не допускаются к обучению на следующих уров­нях образования.

 

 

1.1.1. Цели реализации программы начального общего образования

Начальное общее образование является необходимым обязательным уровнем образования.

Целями реализации программы начального общего образования являются:

1.      Обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;

2.      Развитие единого образовательного пространства Российской Федерации на основе общих принципов формирования содержания обучения и воспитания, организации образовательного процесса;

3.      Организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отраженных в ФГОС НОО;

4.      Создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учетом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации;

5.      Организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

·         формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

·         обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальнымиособенностями его развития и состояния здоровья;

·         становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

·         обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

·         достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми обучающимися;

·         обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

·         выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;

·         организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·         участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.

Форма обученияОчная
Язык обученияРусский, Чеченский
Срок действия государственной аккредитации26.06.2026
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой

Русский язык, Литературное чтение, Родной язык (Чеченский), Литературное чтение на родном (Чеченском) языке, Иностранный язык (Английский), Математика, Окружающий мир, ИЗО, Музыка, Технология, Физическая культура, ОРКСЭ

Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой

В рамках основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, реализуемых в школе предусмотрены и проводятся общественно-полезные практики в рамках внеурочной деятельности различной направленности (волонтерских, социальных, благотворительных, патриотических и т.п.)

Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

 При реализации ООП НОО, реализуемых в школе использование дистанционных образовательных технологий, предусмотрено Положением школы об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Учителями-предметниками в учебном процессе активно используются цифровые образовательные ресурсы: Республикин дешаран интернет-портал «Урок.95»; Российская электронная школа (РЭШ); Московская электронная школа (МЭШ); Профориентационный портал «Билет в будущее»; Сервис «Яндекс. Учебник».

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего695
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
Образовательная программа основного общего образования
Количество обучающихся
877
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
5
Описание

 Основная образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов.

 Основная образовательная программа основного общего образования является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность МБОУ «Гимназия № 5 г. Урус-Мартан» (далее – школа, образовательная организация) в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Основное общее образование является необходимым обязательным уровнем образования.

1.1.1.      Целями реализации ООП ООО являются:

·                    организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отражённых в ФГОС ООО;

·                    создание условий для становления и формирования личности обучающегося;

·                    организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.

1.1.2. Достижение поставленных целей реализации ООП ООО предусматривает решение следующих основных задач:

·                    формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;

·                    обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

·                    обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;

·                    достижение планируемых результатов освоения ООП ООО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

·                    обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;

·                    выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;

·                    организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·                    участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;

·                    включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

·                    организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

·                    создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение
их безопасности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 66 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не освоившие программу основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уров­нях образования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 66 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Дальнейшие меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству принимает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

 

1.1.3.      Принципы и подходы к формированию ООП ООО:

В основе разработки основной образовательной программы основного общего образования лежат следующие принципы и подходы:

·                    принцип учёта ФГОС ООО: ООП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым результатам
и условиям обучения на уровне основного общего образования;

·                    принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации ООП ООО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;

·                    принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП ООО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);

·                    принцип индивидуализации обучения: ООП ООО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;

·                    системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию
на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

·                    принцип учета индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·                    принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;

·                    принцип интеграции обучения и воспитания: ООП ООО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;

·                    принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий.

Механизмы реализации ООП ООО:

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной программой самостоятельно, без привлечения сторонних организаций в рамках сетевого взаимодействия.

При реализации образовательной программы могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Вопросы организации и реализации ООП при помощи дистанционных образовательных технологий и электронного обучения прописаны в соответствующем локальном акте, который является приложением к ООП.

Программа основного общего образования реализуется через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы основного общего образования. Подробный механизм обучения по ИУП представлен в локальном акте образовательной организации, регламентирующем порядок обучения по индивидуальному учебному плану.

Региональные, национальные и этнокультурные особенности народов РФ учтены при разработке учебного плана и плана внеурочной деятельности. В частности, уроки родного (чеченского) языка, а также темы в учебных предметах и курсах внеурочной деятельности предметов и предметных областей «География», «История», «Обществознание», «Русский язык», «Литература», «ОДНКНР» и др. Рабочая программа воспитания также содержит разделы, направленные на предоставление обучающимся исторического, социального опыта поколений россиян, основ духовно-нравственных культур народов Российской Федерации, общероссийской светской этики.

Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей развития детей соответствующего возраста.

 

1.1.4.      Общая характеристика основной образовательной программы

 

В соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Основная образовательная программа основного общего образования соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №287 и Федеральной образовательной программе основного общего образования утвержденной приказом Министерства просвещения от 18 мая 2023 года №370, включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Структура ООП соответствует требованиям ФГОС ООО, включает в себя следующие документы:

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования,

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования.

2. Содержательный раздел

2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей,

2.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся,

2.3. Рабочая программа воспитания,

2.4. (1) В соответствии с пунктом 32 ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №287 программа коррекционной работы разрабатывается при зачислении в организацию обучающегося с ОВЗ,

2.4 (2) Дополнительно разработана программа коррекционной работы для обучающихся с трудностями в обучении и социализации.

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план,

3.2. План внеурочной деятельности,

3.3. Календарный учебный график,

3.4. Календарный план воспитательной работы,

3.5. Характеристика условий реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Реализация ООП ООО обеспечивает право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Программа разработана и реализуется педагогическим коллективом образовательной организации. При реализации программы используются педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания. Каждый педагог имеет право на их выбор, а также имеет право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Обучение по образовательной программе реализуется с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Обучение в образовательной организации при реализации данной образовательной программы организовано по 5-дневной учебной неделе.

Общий объем аудиторной нагрузки определяется учебным планом, часы внеурочной деятельности не входят в аудиторную нагрузку. Объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего образования определяется планом внеурочной деятельности.

 

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы основного общего образования.

Достижение планируемых результатов является целью при выборе средств обучения и воспитания, а также учебно-методической литературы.

После завершения обучения достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования определяется государственной итоговой аттестацией.

Обучающийся после завершения освоения основной образовательной программы основного общего образования должен достичь следующих результатов:

·         личностные результаты (включающие осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом),

·         метапредметные результаты (освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории),

·         а также предметные результаты (включающие освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов).

Планируемые результаты освоения программы являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, учебных курсов, модулей в соответствии с учебным планом и курсов внеурочной деятельности в соответствии с планом внеурочной деятельности, а также рабочей программы воспитания, программы формирования универсальных учебных действий обучающихся, системы оценки качества освоения обучающимися программы основного общего образования.

Вышеуказанные программы должны содержать планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования:

1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

·         Гражданского воспитания,

·         Патриотического воспитания,

·         Духовно-нравственного воспитания,

·         Эстетического воспитания,

·         Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия,

·         Трудового воспитания,

·         Экологического воспитания,

·         Ценности научного познания.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

·         освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

·         способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

·         способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

·         навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

·         умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

·         умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

·         умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

·         способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

·         воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

·         оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

·         формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

·         быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

2. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования отражают:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия,

2) базовые исследовательские действия,

3) работа с информацией.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение,

2) совместная деятельность,

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация,

2) самоконтроль,

3) эмоциональный интеллект,

4) принятие себя и других,

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

3. Предметные результаты освоения программы основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования.

При решении педагогического совета по запросам обучающихся и/или их родителей (законных представителей) обучения по программам углубленного уровня, в том числе по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы реализации образовательной программы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и др. данный раздел дополняется требованиями к предметным результатам в соответствии с решением. Дополнения оформляются в виде приложений.

Данные предметные результаты служат основой для разработки программ учебных предметов, курсов и др., в том числе внеурочной деятельности.

Данная ООП СОО содержит описание предмнтных результатов, содержания предметов и общее тематическое планирование как на базовом, так и на углубленном уровнях. Ежегодно до начала учебного года школа в зависимости от своих материально-технических и кадровых условий планирует предлагать обучающимся выбор изучения предметов на углубленном уровне

Форма обученияОчная
Язык обученияРусский, Чеченский
Срок действия государственной аккредитации26.06.2026
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой

Русский язык Литература Родной язык (чеченский) Родная литература (чеченская литература) Иностранный язык (английский язык) История России. Всеобщая история Обществознание География Математика Алгебра Геометрия Информатика Физика Биология Химия Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности

Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой

В рамках основных образовательных программ основного общего образования, реализуемых в гимназии предусмотрены и проводятся общественно-полезные практики в рамках внеурочной деятельности различной направленности (волонтерских, социальных, благотворительных, патриотических и т.п.).

Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

При реализации ООП ООО, реализуемых в школе использование дистанционных образовательных технологий, предусмотрено Положением школы об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Учителями-предметниками в учебном процессе активно используются цифровые образовательные ресурсы: Республикин дешаран интернет-портал «Урок.95»; Российская электронная школа (РЭШ); Московская электронная школа (МЭШ); Профориентационный портал «Билет в будущее»; Сервис «Яндекс. Учебник»; Сдам ГИА.ру ( Решу ОГЭ.ру); Моя школа онлайн и др.

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего877
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
Образовательная программа среднего общего образования
Количество обучающихся
64
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
2
Описание

Основная образовательная программа среднего общего образования для 10-х классов 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

 

ООП СОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность МБОУ «Гимназия № 5 г. Урус-Мартан» (далее – школа, образовательная организация) в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

1.1.1. Целями реализации ООП СОО являются:

       формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

       воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления;

       преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

       организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов среднего общего образования, отраженных в ФГОС СОО;

       формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования;

       подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;

       организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.

1.1.2. Достижение поставленных целей реализации ООП СОО предусматривает решение следующих основных задач:

       формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;

       обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося,

индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

       обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;

       достижение планируемых результатов освоения ООП СОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);

       обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования;

       выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;

       организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

       участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;

       включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды

(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

       организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

       создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию ООП СОО:

       принцип учета ФГОС СОО: ООП СОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне среднего общего образования;

       принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной организации ООП СОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;

       принцип учета ведущей деятельности обучающегося: ООП СОО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);

       принцип индивидуализации обучения: ООП СОО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;

       системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

       принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

       принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;

       принцип интеграции обучения и воспитания: ООП СОО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;

       принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий соответствуют требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2, действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).

 

1.1.4. Общая характеристика основной образовательной программы:

В соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. 

Основная образовательная программа среднего общего образования соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года №413 и Федеральной образовательной программе среднего общего образования утвержденной приказом Министерства просвещения от 18 мая 2023 года №371, включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Структура ООП соответствует требованиям ФГОС СОО, включает в себя следующие документы:

1.   Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы,

1.3. Система оценки результатов освоения основной образовательной программ. 

2.   Содержательный раздел

2.1. Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебноисследовательской и проектной деятельности 

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности,

2.3. Рабочая программа воспитания, 

2.4.1.                        Программа коррекционной работы, включающая организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами (разрабатывается дополнительно при поступлении в образовательную организацию обучающихся с ОВЗ и инвалидами), 

2.4.2.                        Разработана программа коррекционной работы для обучающихся с трудностями в обучении и социализации. 

 

3.   Организационный раздел

3.1. Учебный план,

3.2. План внеурочной деятельности,

3.3. Календарный учебный график,

3.4. Календарный план воспитательной работы,

3.5. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО.  

Реализация ООП СОО обеспечивает право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. 

Программа разработана и реализуется педагогическим коллективом образовательной организации. При реализации программы используются педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания. Каждый педагог имеет право на их выбор, а также имеет право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Основная образовательная программа среднего общего образования реализуется образовательной программой самостоятельно, без привлечения сторонних организаций в рамках сетевого взаимодействия. 

Обучение по образовательной программе реализуется с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной форме. 

Обучение в школе при реализации данной образовательной программы организовано по  5-дневной учебной неделе.

Общий объем аудиторной нагрузки определяется учебным планом и за два года обучения составляет не менее 2170 часов и не более 2516 часов, часы внеурочной деятельности не входят в аудиторную нагрузку. Объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы среднего общего образования определяется планом внеурочной деятельности.

Региональные, национальные и этнокультурные особенности народов РФ учтены при разработке учебного плана, плана внеурочной деятельности и календарного плана воспитательной работы, где представлены модулем «Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики». В частности, уроки родного «чеченского» языка, а также темы в учебных предметах и курсах внеурочной деятельности предметов и предметных областей «География», «История», «Обществознание», «Русский язык», «Литература» и др. Рабочая программа воспитания также содержит разделы, направленные на предоставление обучающимся исторического, социального опыта поколений россиян, основ духовно-нравственных культур народов Российской Федерации, общероссийской светской этики. 

Обучение в школе на уровне среднего общего образования реализуется по выбираемым обучающимися 10 класса профилям на начало учебного года. Выбор профиля осуществляется по заявлениям обучающихся, формирование учебного плана, в частности части, формируемой участниками образовательных отношений, производится путем анкетирования. При выборе обучающимися другого профиля обучения и при наличии возможностей школы внесятся изменения в редакцию образовательной программы. Изменения вносятся в соответствии с локальным нормативным актом школы, регламентирующем вопросы разработки, утверждения и внесения изменений в основные образовательные программы школы не позднее начала учебного года. 

 

В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся по заявлениям обучающихся (родителей (законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы среднего общего образования в порядке, установленном локальным нормативным актом  

 

Форма обученияОчная
Язык обученияРусский, Чеченский
Срок действия государственной аккредитации26.06.2026
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой

Русский язык Литература Родной язык (чеченский) Родная литература (чеченская литература) Иностранный язык (английский язык) Математика Информатика История Обществознание  Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности  Биология Химия Физика География

Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой

В рамках основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, реализуемых в школе предусмотрены и проводятся общественно-полезные практики в рамках внеурочной деятельности различной направленности (волонтерских, социальных, благотворительных, патриотических и т.п.)

Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

При реализации ООП СОО, реализуемых в школе использование дистанционных образовательных технологий, предусмотрено Положением школы об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Учителями-предметниками в учебном процессе активно используются цифровые образовательные ресурсы: Республикин дешаран интернет-портал «Урок.95»; Российская электронная школа (РЭШ); Московская электронная школа (МЭШ); Профориентационный портал «Билет в будущее»; Сервис «Яндекс. Учебник».

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего64
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
Образовательная программа
Образовательная программа среднего общего образования
Количество обучающихся
56
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
1
Описание

Образовательная программа среднего общего образования для 11-х классов

Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия№5 г.Урус-Мартан» разработана на основании приказа директора МБОУ «Гимназия №5 г.Урус-Мартан» №24-0 от 28.08.2018г.,на основе ФГОС СОО, Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3, Закона Чеченской Республики от 30.10.2014 № 37-РЗ «Об образовании в Чеченской Республике», учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народа Чеченской Республики, обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется в МБОУ «Гимназия №5 г. Урус-Мартан» через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и орган изационн ы й.

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном обьеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 40 % от общего обьема образовательной программы среднего общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение) ООП СОО.



1.1.1.Цели и задачи реализации ООП СОО Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:

-    становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;

-    достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.

1.1.2.Достижеиие поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

-    формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

-    сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

-    обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;

-    обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее - ФГОС СОО);

-    обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;

-    установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;



-    обеспечение преемственности основных образовательных программ начального оби^его, основного общего, среднего общего, профессионального образования;

-    развитие государственно-общественного управления в образовании;

-    формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

-    создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.


1.1.3.Принципы и подходы к формированию ООП СОО

Методологической основой ФГОС СОО является системно­деятельностный подход, который предполагает:

-    формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

-    проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

-    активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-    построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа формируется на основе системно­деятельностного подхода. В связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, а процесс функционирования образовательной организации, отраженный в основной образовательной программе (ООП), рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержания образования на уровне среднего общего образования; форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей)); материальной базы как средства системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован как через содержание, так и через формы, средства, технологии, методы и приемы работы.

10



Основная образовательная программа при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на личность как цель, субьект, результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.

Основная образовательная программа формируется с учетом психолого­педагогических особенностей развития детей 15-18 лет, связанных:

-    с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;

-    с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно­смыслового и операционно-технического компонентов, к учебно­профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными;

-    с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно­проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;

-    с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

-    с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; большим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.


Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт.

Форма обученияОчная
Язык обученияРусский, Чеченский
Срок действия государственной аккредитации26.06.2026
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой

Русский язык Литература Родной язык (чеченский) Родная литература (чеченская литература) Иностранный язык (английский язык) Математика Информатика История –  Обществознание  Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Индивидуальный проект Биология Химия Физика География

Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой

В рамках основных образовательных программ среднего общего образования, реализуемых в гимназии предусмотрены и проводятся общественно-полезные практики в рамках внеурочной деятельности различной направленности (волонтерских, социальных, благотворительных, патриотических и т.п.).

Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

При реализации основных образовательных программ, реализуемых в гимназии использование дистанционных образовательных технологий, предусмотрено Положением гимназии об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего56
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
Образовательная программа
АООП для слабовидящих
Количество обучающихся
0
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
4
Описание

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся 

Форма обученияОчная
Язык обученияРусский, Чеченский
Срок действия государственной аккредитации26.06.2026
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программойСведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программойСведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийСведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего0
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
Образовательная программа
АООП для слабослышащих
Количество обучающихся
0
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
4
Описание

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Форма обученияОчная
Язык обученияРусский, Чеченский
Срок действия государственной аккредитации26.06.2026
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программойСведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программойСведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийСведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего0
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
Образовательная программа
АООП ЗПР
Количество обучающихся
0
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
4
Описание

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Форма обученияОчная
Язык обученияРусский, Чеченский
Срок действия государственной аккредитации26.06.2026
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программойСведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программойСведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийСведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего0
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
Образовательная программа
АООП НОДА
Количество обучающихся
0
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
4
Описание

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА 

Форма обученияОчная
Язык обученияРусский, Чеченский
Срок действия государственной аккредитации26.06.2026
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программойСведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программойСведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийСведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего0
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
Образовательная программа
АООП НОО в-1 УО
Количество обучающихся
0
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
4
Описание

Адаптированная основная образовательная программа ФГОС НОО с ограниченными возможностями здоровья с лёгкой умственной отсталостью

Форма обученияОчная
Язык обученияРусский, Чеченский
Срок действия государственной аккредитации26.06.2026
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программойСведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программойСведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийСведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего0
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
Образовательная программа
АООП для глухих
Количество обучающихся
0
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
4
Описание

 Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся

Форма обученияОчная
Язык обученияРусский, Чеченский
Срок действия государственной аккредитации26.06.2026
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой

Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой

Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой

Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой

Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

О количестве мест

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджетавсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта Российской Федерациивсего0
свободно0
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетоввсего0
свободно0
За счет средств физических и (или) юридических лицвсего0
свободно0
Образовательная программа

Об учебном плане

Учебный план МБОУ "Гимназия №5 г. Урус-Мартан"
Описание

Пояснительная записка к учебному плану ООП среднего общего образования

МБОУ «Гимназия №5 г. Урус-Мартан»

    1. Общие положения.

    1.1. Учебный план среднего общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Урус-Мартан» на 2023-2024 учебный год является документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования, формы промежуточной аттестации обучающихся.

   1.2. Учебный план ООП среднего общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Урус-Мартан» на 2023-2024 учебный год разработан на основе примерных учебных планов универсального, социально-экономического и естественно-научного профилей Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

   1.3. Учебный план МБОУ «Гимназия №5 г. Урус-Мартан» на 2023-2024 учебный год сформирован в соответствии с:

    - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;   

    - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);

    - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;

    - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2;

    - Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

    - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 г. № ТС-194/08 «Об организации изучения с «Методическими рекомендациями по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования»);

    - Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства Просвещения России от 20.05.2020 №254;

    - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

    - Примерной основной образовательной программой среднего общего образования;

    - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

    1.4. Учебный план среднего общего образования в МБОУ «Гимназия №5 г. Урус-Мартан»» в 2023-2024 учебном году обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»», утвержденных постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 (далее – СП2.4.3648-20), и предусматривает:

    1.4.1. 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов.

1.4.2. Образовательный процесс в режиме пятидневной учебной недели.

    1.4.3. Продолжительность учебного года в X-XI классах – 34 учебные недели.

    1.4.4. Дата начала учебного года – 1 сентября 2023 года.

    1.5. Периодами промежуточной аттестации в X-XI классах являются четверти/полугодия.  

    1.6. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом общий объем нагрузки в течение дня не превышает для обучающихся X-XI классов – 7 уроков.

    1.7. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

    1.8. Между последним уроком и началом внеурочных/дополнительных занятий устраивается перерыв продолжительностью не менее 30 минут.

    1.9. Начало учебных занятий в 08 часов 00 минут, продолжительность урока X-XI классах - 40 минут.

    1.10. Учебный год условно делится на полугодия, являющиеся периодами, за которые выставляются отметки за текущее освоение образовательной программы.

    1.11. Изучение учебных предметов при реализации образовательных программ организуется с использованием учебников из числа, входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 года №254).

    1.12. Затраты времени на выполнение домашних заданий (по всем предметам) не превышают (в астрономических часах) 3,5 часа.

    1.13. В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Гимназия №5 г. Урус-Мартан» установлены локальным нормативным актом «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».

  

   2. Специфика учебного плана ООП среднего общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Урус-Мартан».

 

    2.1. Учебный план для X-XI классов составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413.

   2.2. Учебный план среднего общего образования является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. Образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов универсального, социально-экономического и естественно-научного профилей обучения.

    2.3. Обучение на уровне среднего общего образования направлено на развитие индивидуальных способностей и склонностей обучающихся, их подготовку к обучению в высших и средних специальных учебных заведениях. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, на основе изучения намерения и предпочтения.

    2.4. Учебный план на уровне СОО предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный (английский) язык», «Родной (чеченский) язык», «Родная (чеченская) литература», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия». Учебный предмет «Астрономия» вводится в 10 классе на базовом уровне. Региональным компонентом учебного плана является выделение дополнительного времени на изучение предмета «Родной (чеченский) язык» (1 час в неделю в каждом классе) и предмета «Родная (чеченская) литература» (2 часа в неделю в каждом классе). С целью удовлетворения образовательных потребностей, обучающихся в учебный 

Учебный план
Скачать
Срок действия
31.05.2024

О календарно-учебном графике

Календарный-учебный график МБОУ "Гимназия №5 г. Урус-Мартан"
Описание

Календарный учебный график составлен для основной общеобразовательной программы начального общего образования в соответствии: • с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; • ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372.

 

Календарный учебный график составлен для основной общеобразовательной программы основного общего образования в соответствии: • с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; • ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370.

 

Календарный учебный график МБОУ «Гимназия №5 г. Урус-Мартан» составлен с учетом мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры Чеченской Республики. Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении среднего общего образования для отдыха и иных социальных целей (далее - каникулы): • даты начала и окончания учебного года; • продолжительность учебного года; • сроки и продолжительность каникул; • сроки проведения промежуточной аттестации. Календарный учебный график разработан в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. На основании нижеуказанных данных ежегодно составляется годовой календарный учебный график. Режим работы – 5-дневная учебная неделя. Продолжительность учебного года при получении среднего общего образования составляет 34 недели.

Календарно-учебный график
Скачать
Срок действия
31.08.2024

О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа

Аннотации к рабочим программам

Аннотации к рабочим программам
Скачать

Численность обучающихся

В организации В каждой параллели
1234567891011
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Всего 0 00000000000
Свободно 0 00000000000
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ Всего 0 00000000000
Свободно 0 00000000000
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов Всего 1581 951231721511642021841831856260
Свободно 0 00000000000
За счет средств физического и (или) юридического лица Всего 0 00000000000
Свободно 0 00000000000
Всего Всего 1581 951231721511642021841831856260
Свободно 0 00000000000

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Лицензия на осуществление образовательной деятельности
Скачать